uaplace

12 Декабрь, Вторник 2017

Примирение или самостоятельность: о чем хотят говорить УПЦ и РПЦ?

E-mail Печать PDF

Церкви думают над тем, чтобы начать диалог. В четверг Архиерейский собор Русской православной церкви (РПЦ) рассмотрел обращение главы Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарета, которого в Москве считают “раскольником“.

В своем письме он призвал РПЦ к диалогу для “достижения Богом завещанного мира между единоверными православными христианами и примирения между народами“.
И хотя собор РПЦ такое обращение “воспринял с удовлетворением“ и даже решил создать комиссию для дальнейших переговоров с УПЦ КП, вокруг обращения Филарета возникли серьезные разночтения.
В Москве письмо восприняли чуть ли не как желание УПЦ КП вернуться в лоно Русской православной церкви. Однако у патриарха Филарета утверждают - наоборот, речь идет лишь об обсуждении самостоятельности украинской церкви.

“Просьба о прощении“
Резонанс в СМИ вызвал не столько сам факт обращения патриарха Филарета к Архиерейскому собору и последующее создание комиссии для диалога между церквями, сколько формулировка о “прощении“.
Российский Интерфакс опубликовал новость под заголовком “Лидер Киевского патриархата Филарет попросил патриарха Кирилла о прощении“.
Впоследствии в УПЦ КП ответили: Патриарх Филарет не попросил прощения, а использовал христианскую “формулу примирения“.
Разночтения вызвали последние слова письма: “И я, как ваш брат и сослужитель, прошу прощения за все, чем согрешил - словом, делом и всеми моими чувствами, и так же от сердца искренне прощаю всем“.
“Единственный диалог, который Патриарх и УПЦ КП хотят и готовы вести с РПЦ - диалог о признании Москвой автокефалии Украинской Церкви. Ни о каком покаянии перед РПЦ или тем более возвращении в ее состав не может быть и речи“, - подчеркнул пресс-секретарь УПЦ КП архиепископ Евстратий Зоря.
Впоследствии неточности в сообщениях СМИ отметил и глава новосозданной комиссии РПЦ, руководитель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Иларион (Алфеев).
“К сожалению, агентство Интерфакс в своем сообщении неграмотно передало суть письма... Понятие “помилование“ не входит в канонический лексикон Православной церкви и не было употреблено в полученном письме“, - акцентировал он.
“В нем содержалась просьба об отмене “всех решений, в том числе о прещении (церковный термин, означающий наказание. - Ред.) и отлучении... ради достижения Богом завещанного мира между единоверными православными христианами и примирения между народами“, - добавил Иларион.
Решения, о которых упомянул митрополит, касаются снятия сана и анафемы, которые в 1990-х наложила РПЦ на патриарха Филарета.
В то же время в УПЦ КП объяснили: эта анафема не позволяет вести диалог о примирении прежде всего самой РПЦ, а Филарет ее не признает.

“Духовный Тарас Бульба“?
Впрочем, неувязки позиций можно встретить и среди членов переговорной комиссии Русской православной церкви.
Другой ее член - представитель Украинской православной церкви (Московского патриархата) протоиерей Николай Данилевич в своем сообщении на Facebook воспринял обращение патриарха Филарета именно как просьбу о “прощении“.
“У Филарета также есть шанс стать духовным Тарасом Бульбой. Филарет мог бы сказать порожденному им церковному разделению известные слова Тараса Бульбы: “Я тебя породил, я тебя и убью!“ - написал протоиерей.
“Стоит попробовать. Но нужно мужество. Человек, который не признает своих ошибок, вызывает сожаление. А человек, который признает и исправляет свои ошибки, вызывает только уважение!“ - добавил представитель УПЦ МП.
Уже в пятницу патриарх Филарет высказался достаточно жестко обо всей ситуации: “Архиерейский собор [РПЦ] воспользовался моим обращением и направил его не на примирение и решение вопроса автокефалии УПЦ, а на то, что мы якобы хотим вернуться в РПЦ“.
“Москва обманывает, ей доверять нельзя“, - добавил он.
Стороны спорят даже о том, кто именно стал инициатором письма Архиерейского собора.
“Хотел бы подчеркнуть, что действительно бывший митрополит Филарет сделал шаг к восстановлению единства канонической церкви в Украине. Это была его инициатива, вопреки некоторым заявлениям, которые сейчас звучат из Киева, что якобы Москва инициировала этот процесс. Мы ничего не инициировали“, - утверждает митрополит Иларион (Алфеев).
В УПЦ КП говорят - именно от митрополита Илариона обратились к патриарху Филарету с идеей о письме-обращении, однако попросили об этом не сообщать прессе до собора.
Тем не менее, патриарх Филарет подчеркнул - он готов к диалогу, но только по одному вопросу - автокефалии УПЦ.

Последствия
На вопрос ВВС Украина о том, будут ли эффективными переговоры между церквями, директор Департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры Украины Андрей Юраш говорит: “Очень сомневаюсь, ведь две стороны исходят из совершенно противоположных установок“.
“Если для Москвы смысл всего диалога - возвращение и патриарха Филарета, и возглавляемой им структуры в лоно РПЦ, то для УПЦ КП ценностью является каноническое подтверждение де-факто существующей автокефалии“, - добавляет чиновник.
“Никто не отрицает, что уже 25 лет УПЦ КП живет полноценным... бытием в статусе фактически самостоятельной автокефальной церковной общины - без понимания и признания со стороны других православных церквей. Конечно, Киевский патриархат хотел бы получить такое признание“, - отмечает Андрей Юраш.
Другой религиовед Виктор Еленский также сомневается в том, что переговорный процесс сдвинется с места.
Он намекает на позицию, высказанную упомянутым членом российской переговорной комиссии Николаем Данилевичем, о “покаянии Филарета“.
“Выставляют условия, которые заранее неприемлемы для украинской стороны - то есть покаяние патриарха Филарета. А покаяние в христианском понимании должно иметь свои плоды - патриарх Филарет должен признать, что руководил УПЦ незаконно, и что анафема на него также был наложена законно и обоснованно“, - объясняет Виктор Еленский.
Он напоминает, что объединение РПЦ с эмигрантской Русской православной церковью за границей в 2007 году “состоялось без предварительных покаяний, хотя до этого обе стороны называли друг друга “чекистами“ и “власовцами“.
Андрей Юраш прогнозирует, что УПЦ КП скорее продолжит диалог об автокефалии с Константинопольской патриархией.
“Это единственный реалистичный сценарий. Ведь и президент Порошенко в своих обращениях, и УПЦ неоднократно подчеркивали, что церковью-матерью для Киевского патриархата является Вселенская метрополия“, - заключает г-н Юраш.

Пока без условий
Впрочем, в РПЦ не спешат ставить крест на идее переговоров.
Глава переговорной комиссии митрополит Иларион в пятницу подчеркнул: никаких условий патриарху Филарету пока не выдвигают: “Если мы начнем выдвигать условия для начала переговоров, то сами переговоры никогда не начнутся“.
“Думаю, мы должны подождать решения киевской стороны относительно того, будет ли с их стороны назначена комиссия. Если она будет назначена, тогда договоримся о месте и времени проведения переговоров“, - добавил он.
УПЦ КП же планирует рассмотреть вопрос о возможном диалоге с Русской православной церковью на ближайшем своем Священном синоде. Его дату пока не уточняют. Обычно он собирается раз в два-три месяца.







Добавить комментарий